Need for Speed
ШИФТ и дрифт
Компьютерную игру «Нид фор СПИД» любят те, кто обожает покататься с ветерком на машине по улицам, зачастую по ночам, то есть молодежь. И главным образом те, кому как правило мало дела до профессиональных соревнований. Дискотеки, девочки и, что скрывать, алкоголь становятся атрибутами ночных гонок. НФС отвечает на подобные запросы своими играми, ведь во многих версиях этого гейм-бестселлера, как например и в «Мафии», есть и погони с участием полицейских, есть и ДТП с участием ни в чем неповинных водителей грузовиков и лимузинов, как в «НФС Андерграунд». «Шифт» стал попыткой подвигнуть армию нарушителей ПДД перейти в профессиональные гонщики на закрытые трассы и привить им кодекс джентельменского поведения на дороге, коему следуют большинство профи. Каждый, кто имел «крутую» по своим временам и по своим городам машину, вспомнит время, когда ему было лет эдак двадцать. Я например, гоняя в «Андерграунд», вспоминал свою вишневую «восьмерку». Странно, но «Самара» ассоциировалась в сознании именно с ночными гонками, а не с трековыми, например, в коих я тоже участвовал на «зубиле»*.
Если сравнивать компьютерную игру «Шифт» первой версии с предыдущими версиями NEED FOR SPEED (NFS), то немного скучаешь по живому общению с гонщиками и с гонщицами, зато про встречи с «копами» можно, облегченно вздохнув, забыть, как это было в Most Wanted. Хотя и есть в "Шифте" монологи экс-пилота Ф1 Габриэля Тарквини, который обучает нас по мере повышения водительского мастерства, все-таки они очень официальны и их не сравнить с жаргоном уличных неформалов из Most Wanted. Про управление мы уже говорили, добавим лишь, что впервые в NFS стало фактом то, что езда по асфальту и езда по газону – это не одно и то же. Но пожалуй самой большой неожиданностью «Шифта» стало отсутствие ночных гонок, ведь NEED FOR SPEED вышел из них! Вспомните Underground – он целиком был ночным! И это при том, что даже в настоящей Формуле 1 появилась сегодня Night Race, и чудится мне, что ее возникновение в календаре чемпионата мира навеяно как раз такими хитами, как NFS. Самое интересное, что в «Шифте» есть три режима времени дня, но даже в «закате» и «рассвете» нет и намека на сумерки, не говоря уже о ночи.
Прежде чем начать обзор новой гоночной "игрушки", нужно отметить, что тест проводился на клавиатуре, т. к. большинство потенциальных покупателей игры все же не будут иметь руля. Однако последний значительно облегчит управление довольно сложной в освоении игрой и позволит намного быстрее добиться успехов в гоночной карьере.
Протестировав «Шифт», мне кажется, будто его разработчики прочитали мою годичной давности статью про прежние версии NEED FOR SPEED, так как улучшения действительно революционны, и революцонны по-хорошему! Ведь даже музыкальное оформление изменилось до неузнаваемости – если раньше NFS радовал рэперов, то теперь он повернулся лицом к поклонникам рок-музыки. Им стоило бы купить этот диск даже ради редкой коллекции рок-н-рольных треков, чем-то напоминающих репертуар екатеринбургской группы Bluz Doctors, выступавшей раньше в подвале «Желтой подводной лодки». Российских игроков ждет и еще один приятный музыкальный сюрприз – среди исполнителей есть и «наши», как например Рома «Зверь». Игрушка конечно интересная и купить ее стоит, а потом долго-долго играть, все больше увлекаясь и поднимаясь в уровнях до чемпионата мира NFS и выхода в сеть.
Графика игры на самом высоком уровне, даже зрители стали 3-мерными: бывало, раньше восхищаешься картинкой какого-нибудь гоночного симулятора до тех пор, пока не вылетишь в отбойник, за которым оказывается… плоская стена зрителей, будто нарисованная на панно. Здесь уже не так, но вот если бы болельщиков еще «научили» разбегаться! Тогда это было бы уже новым словом в гоночных компьютерных играх, и не только в NFS. Разработчикам гоночных симуляторов в деле «рисования» живых трибун, думаю, пригодился бы опыт разработчиков игр-стратегий, где как раз бегают толпы народа.
Сложность управления в «Шифте» стала сравнимой с лучшими гоночными симуляторами, ведь чем отличается реальный гоночный аппарат от обычного автомобиля? Да тем, что имея хоть 20-летний водительский стаж, человек, впервые севший за руль болида, просто не сможет тронуться с места, а если и тронется, то проедет немного. Динамика такова, что малейшее нажатие на педаль газа приводит к буксу и заносу. Это все равно, что впервые встать на коньки – человек будет барахтаться на одном месте, что называется, как «курица на льду».
Примерно такие же ощущения можно испытать, впервые стартовав в SHIFT. особенно в режиме дрифта. В игре существуют четыре уровня сложности, которые можно пройти лишь последовательно один за другим, за что вы будете вознаграждены участием в чемпионате NFS. Должен сказать, что для этого придется провести не одну сотню гонок или сразу побеждать во всех гонках подряд. Автор, например, проведя сто гонок в NEED FOR SPEED SHIFT, не достиг даже и третьего уровня, хотя побеждал в каждом третьем старте. Эти четыре уровня можно еще условно сравнить с существующими во многих гоночных симуляторах «новичком», «любителем», «профессионалом» и «мастером». Гонки карьеры состоят из двух кругов, причем ко второму резина изрядно изнашивается. Здесь, кроме того, задано определенное количество соперников, а на некоторых заранее известна марка машины – особенно экзотичен праворульный «Нисан – Скайлайн» начала восьмидесятых - на японской трассе, местами похожей на знаменитую «Сузуку» Формулы 1.
Для достижения нового уровня сложности нужно завоевать определенное число звезд (для второго – тридцать, для третьего – восемьдесят…). Эти звезды можно набирать лишь в режиме карьеры, где число трасс ограничено. Среди них можно встретить как модели настоящих формульных треков, как «Брэндс-Хэтч» и «Донингтон» на первом уровне, «Спа-Франкоршам» и «Сильверстоун» на последующих, так и совершенно фантастические, или попросту виртуальные вроде городского по улицам Лондона со знаменитым Биг-Беном в пейзаже. Кроме европейских есть и типично американские треки, и их смесь с классическими, как «Дакота Нэшнл», очень похожий на исчезнувший несколько лет назад из календаря Формулы 1 «Индианаполис», только с направлением против часовой стрелки. Именно он больше других должен полюбиться новичкам, где наиболее реально одержать первую победу.
Если эти трассы вам наскучат, то есть возможность войти в режим быстрой гонки (здесь устанавливается любое количество кругов и соперников), где много более широкий выбор гоночных треков (большинство из них реальные!) и три типа гонок – с соперниками, со временем и дрифт. Что касается последней дисциплины, то если продолжать аналогию с коньками, то можно сказать, что дрифтинг отличается от автогонок так же, как фигурное катание от конькобежного спорта – это конечно красиво, но для нас-то главное – скорость! Впрочем, на протяжении всех последних версий NFS остается верным поклонником дрифта и в «Шифте» привел его на гоночные трассы, ведь недаром он становится все более популярен и в реальном автоспорте.
Касательно опции «Быстрые гонки» стоит еще добавить, что звезд здесь, увы, не заработать – набираются только очки (они есть и в режиме карьеры), от суммы которых зависит уровень пилота (всего этих уровней 50!). Проведя добрую сотню гонок, пилот Ural Week достиг лишь 15-го уровня – в общем-то этот уровень не настолько актуален, как уровень гонок, хотя иногда за набранные очки дают звезду, правда очень редко.
Кроме того, за каждую гонку, как настоящему профессионалу вам начисляются призовые деньги, причем определенную сумму вы получите даже за последнее место. Нужно очень постараться, чтобы совсем не заработать денег в гонке – со мной это произошло только в быстротечной дуэли, доступной уже на втором уровне соревнований. Дело в том, что победа, и аналогично – «мгновенная смерть», наступает здесь, как только кто-то из двух дуэлянтов оторвался от другого более, чем на 5 секунд. Поначалу можно оказаться неготовым к такой шустрости правил – тогда гонка закончится для вас, не успев толком начаться.
На заработанные деньги геймеру предлагается купить какую-нибудь иномарку – правда на первых уровнях их выбор ограничен и тут сталкиваешься с такой действительно виртуальной проблемой, как невозможность их потратить. Лучшее, что удалось приобрести поначалу – «Ауди – ТТ», а остальные деньги были максимально израсходованы на тюнинг и при этом их еще осталось немало.
Резюмировать новую компьютерную игру можно лаконично: наконец-то уличные гонщики легализовались! NFS SHIFT – это полноценный гоночный чемпионат на реальных формульных треках. Это изрядно прибавит поклонников NEED FOR SPEED из числа фанатов Формулы 1 и прочих дисциплин автомотоспорта.
*
На ВАЗ-2108 в профессиональном автоспорте я гонял почти исключительно в зимних трековых гонках на уральских треках. Одну гонку, одну из последних здесь, я выиграл, а в большинстве остальных сходил с дистанции или был дисквалифицирован (этот вид финиша почему-то сопутствовал мне иногда в соревнованиях). Запомнились эти гонки прежде всего тем, что в отличие от прочих в те годы, освещались в российской прессе не в пример другим дисциплинам автоспорта, главным образом потому, что были самыми распространенными в постперестроечной России, лишившейся после распада СССР собственной шоссейно-кольцевой трассы. А еще они запомнились своей красочностью – когда перед одной из коммерческих гонок я обклеил свою «Самару» разноцветными рекламными наклейками, мой автомобиль стал напоминать гоночный болид какой-нибудь мировой кузовной серии. Уже по окончании заездов, раздосадованный дисквалификацией, поначалу я стал срывать эти наклейки, однако скоро мне стало жаль спортивного вида машины, и ряд из них я оставил. Потом я еще долго ездил с этой рекламой по городу, в основном ночному, когда таксовал. Честное слово, это было никак не связано с тем, что в НФС за каждую наклеенную на машину рекламу приходилось платить, как и за тюнинг – просто красочные наклейки машине действительно были к лицу. Жаль, что в моем фотоальбоме не сохранилось ни одной фотографии той великолепной разноцветной машины, ведь мобильные телефоны с камерой были в те годы такой же редкостью, как и «Феррари» на улицах поселка Шувакиш. Разве что в видеотеке какой-нибудь екатеринбургской телекомпании пылятся кассеты с записями старых гонок.