Racing Team Manager
Вспомнить Magic
Что касается гоночных симуляторов, то уральский рынок компьютерных игр довольно скуден. Челябинск - это "заповедник динозавров", где выбор новинок для фанатов гонок практически отсутствует. Разве только любители ретро-игр могут поискать здесь какую-нибудь историческую "игрушку" на "блошином рынке" стадиона "Локомотив". Правда, Auto1 80-х годов прошлого века отыскать еще не удалось ни здесь, ни в екатеринбургском КСК "Россия". По большому счету на Урале разнообразие современных компьютерных игр имеется только на прилавках Екатеринбурга, и иногда здесь можно найти кое-что интересное, как лет пять назад Sega Grand Prix. Об одной такой недавней "находке" - рассказ ниже*.
В мире компьютерных игр интересы любителей стратегий и гоночных симуляторов обычно не пересекаются. Одни живут в мире создания и развития цивилизаций и государств, захватов территорий чужих, снабжения и защиты своих; другие - в мире гоночных трасс и битвы со скоростью. Однако совсем недавно появилась новинка (а на Урал она пришла только сейчас), которая придется по вкусу для тех, кто любит автоспорт, но видит себя в нем не пилотом, а кем-то другим, отнюдь не последним в "цирке на колесах". Эта игра, как и такой человек, называется Racing Team Manager**. Перед ее описанием немного коснемся предыстории.
В далекие восьмидесятые годы прошлого века в уральском городке Полевской серийно собирался компьютер (точнее - игровая приставка) под названием Magic - точно также, как прозвали "гоночного волшебника" Формулы 1 Айртона Сенну. Здесь не только предлагали альтернативу столь дефицитным тогда в Советском Союзе западным персональным компьютерам, но и выпускали игры для "магиков", как их тогда называли. Возможно, у этих игр, как и у предназначенных для них приставок, имелся какой-нибудь аналог на Западе. Нам об этих "конкурентах", если они и были, не было известно по причине существовавшего тогда "железного занавеса", а история о факте "уральских биллов гейтсов" умалчивает по причине изучения более великих личностей масштаба основателя компании "Майкрософт". Именно в то самое время именно для того самого "магика" ("пятой" модификации - до сих пор осталось в памяти) появилась эпохальная для фанатов Формулы 1 игра под названием Formula One Manager. Удивительно, но даже в ту пору информационного дефицита (особенно по компьютерной тематике) была издана, однако, толстая книжка с описанием игр к "магикам". Впрочем, даже если она у кого и имелась, поначалу мало было людей у нас, умевших управлять "Ф1 Менеджер" по причине сложности освоения (все-таки это были не современные ПК) и английского языка в настройках советского компьютера. Лишь ваш покорный слуга, озабоченный продвижением в массы соотечественников знаний о неизвестной в стране Советов Формулы 1, взялся обучить полевской народ, имевший в изобилии эти "магики", невидали под названием "Ф1 Менеджер". По той же самой причине он расскажет сегодня о потомке той древней игры, ведь хоть и прошло четверть века, а обзорной литературы про современный Racing Team Manager сегодня нет в России, как отсутствует описание правил и в самой игре (по крайней мере в ее русской версии).
Игра Racing Team Manager выпущена в Германии компанией "РТЛ Спортс", и те аннотации, которые остались без перевода, будут не на привычном глазу английском, а на немецком языке. Не случайно лицом игры является поседевший экс-пилот Формулы 1 из Германии Кристиан Даннер, гонявший в ней в те же самые "восьмидесятые", правда безо всякого успеха (его наивысшее достижение – 6-е место на Гран-При Австрии, впрочем лучший немец в 1986). Вам предлагается уникальный случай почуствовать себя гоночным менеджером, побывав в шкуре Росса Брауна, Рона Денниса, Флавио Бриаторе...
Очень необычные ощущения приходится испытать, уже забытые со времен "магиков". Оказывается, руководителям команд нужно соображать не менее быстро, чем пилотам. Перед тем, как принять участие в чемпионате мира, вам придется выполнить массу обременительных хлопот, от которых избавлен гонщик, но без коих однако, ни один Гран-При невозможен. Все эти хлопоты как раз и "висят" на менеждере - закупка запчастей, заключение контрактов со спонсорами, разработка маркетинговой политики, получение банковских кредитов и много-много другого. Есть здесь типичная для игры-"стратегии" картинка - территория гоночной "конюшни", которую предлагается обустроить.
На начальном этапе становления команды придется отказаться по причине больших капвложений от строительства собственной трассы, аэродинамической трубы, спортивного зала и прочей "мелочи". Можете конечно и построить все это сразу, но тогда у вас скорее всего не хватит денег даже для первого старта в гонках. Единственное, чем не стоит пренебрегать - вложение в собственный производственный цех. Он и стоит дешевле, и помощь во время чемпионата окажет неоценимую, так как будет снабжать своими запчастями. Функций здесь много - есть даже такая, как "заслать шпиона" в стан конкурентов. Вот вам на практике последствия скандала 2008 года - "спасибо" за это нужно сказать "Мак-Ларену" и Фернандо Алонсо.
Теперь коснемся аналогий с реальной Формулой 1. Трассы, что естественно, все те же, что и в "реале". Про херра Даннера мы уже сказали, расскажем о других личностях. Здесь есть Гарри Пафед (очевидно прототип британского пилота Гэри Пэффета), Тимон Глокнер (немец Тимо Глок), Нельсен Пикет (бразилец Нельсон Пике), Льюис Давидсон (британцы Льюис Хэмилтон + Энтони Дэвидсон), Казику Нокужимо (японец Казуки Накаджима), который оказывается японским... негром! В картотеке есть пилоты под российским флагом, их зовут... Сэм Нупенг, Густав Травинсики и Александр Твиккель (тут прототипов нет и быть не может)! Вообще физиономии пилотов вас изрядно повеселят - кроме того, что в Ф1 окажется полно афроамериканцев, так большинство из гонщиков имеют вид людей, только что покинувших вытрезвитель. Лиц других членов команды вы не увидите, зато есть их фамилии - в моем коллективе главным конструктором, например, был Майк Гаскойн (знаменитый конструктор Ф1). Главного механика одной фирмы зовут Пэт Симмонд (английский инженер Пэт Симондс), а врача топ-команды Larrys Sport - Тимо Фиттипальдо (правда в отличие от бразильских братьев Фиттипальди, которые были пилотами, он итальянец). Формированием команды можно заниматься очень долго, однако пока вы не выполните требуемые процедуры в полном объеме, стартовать вам не разрешат. Для этого нужно оснастить два болида своей команды всеми без исключения комплектующими, которые перед этим нужно купить. Есть и совсем незнакомые "фишки", не зная о которых, можно очень долго барахтаться в стенах своей "конюшни". Так, например, чтобы установить на болид мотор, нужно его рисунок (который находится в левой колонке купленных комплектующих) перетащить курсивом на соответствующую ячейку на схеме болида. Сделаем здесь первое сравнение со старой "Ф1 Менеджер" - конечно там все было значительно проще и процедур было меньше. Хотя и чемпионат был тогда не таким дорогостоящим и сложным, нужно признать. К примеру, тогда небогатой команде разрешалось иметь одну машину, и в старой игре достаточно было "купить" одного пилота (впрочем, за неимением денег новички в те времена брали "бесплатных" гонщиков).
Когда же наконец все требуемые предварительные процедуры в Racing Team Manager вы успешно пройдете, вас ждет сам чемпионат мира. Он состоит из 17 гонок, каждая из которых, в свою очередь - из тренировок, квалификации и самого Гран-При, как и в реальной Ф1. Здесь мы ознакомимся с изменившимся интерфейсом игры, который будет сопровождать играющего на протяжении всего сезона. Большую часть экрана занимает вид трассы сверху - на ней схематично будут показаны все движущиеся по ней болиды. В правом верхнем углу изображен небольшой монитор, на котором будет демонстрироваться "трансляция" с гонки - так называемые виды машины "ТВ", "из кабины", "в боксах". Впрочем, участок, на котором показываются автомобили на трассе, ограничен исключительно прямой старт-финиш. Разница между странами будет лишь в пейзажах вдоль нее (но в Монако вы не увидите улицы Монте-Карло, вместо них - австралийский лесопарк). Все геймеры-фанаты Ф1 знают, что право лицезреть на своих мониторах трассу по улицам маленького княжества производители симуляторов должны купить, как это сделали в свое время создатели игры к приставке Sega с длинным названием Super Grand Prix Monaco Ayrton Senna (еще один реверанс истории). В перерывах между включениями разных камер будет просто черный экран (явная недоработка игры - можно было чем-нибудь заполнить "паузы"). По этой причине функцию увеличения мини-экрана до размеров монитора играющего включать не хочется из-за нежелания перманентно оказываться в таких вот "черных дырах". Здесь стоит сделать еще один реверанс в пользу старого-"доброго" "Ф1 Менеджер". Его интерфейс был также прост, как вид трассы с пит-лейна 80-х - менеджер неизменно сидел на одной линии финиша, и наблюдал, как каждый круг мимо него проносились (вид сбоку) все участники. Сразу было ясно, на какой позиции твой пилот. Здесь с информативностью тоже все в порядке, только ее стало намного больше: ниже экрана менеджера располагается таблица положения всех пилотов с их временем круга, общим, отставанием от лидера и интервалами. Пилоты иногда по рации сообщают о поведении болида (их реплики всплывают в виде "облачка" на схеме трассы).
Анализируя эту информацию, вы будете вносить изменения в настройки гоночных машин, в которые входят режим езды, тип резины, количество топлива** и угол атаки антикрыльев. От того, насколько правильно и быстро вы выполните эти регулировки, зависит ваше время и место на старте. Я, например, с первого же раза настроил свои болиды на 1-е и 3-е место на старте в Австралии. Тренировки и квалификации имеют в реальном чемпионате часовой лимит, который хоть формально и сохранен в его виртуальном варианте, все-таки естественно в игре занимает меньше времени. Но если кому-то наскучит проходить три тренировки и квалификацию даже в этом убыстренном варианте, можно их или пропустить (правда, вам отдадут тогда последнюю линию стартового поля), или ускорить их прохождение. Причем скорость ускорения можно увеличивать чуть ли не 20-кратно - имейте в виду при этом, что не каждый компьютер способен выдержать такую скоростную перегрузку. Для особо нетерпеливых, кто уже начал заезды на время, но хочет поскорее их закончить, есть еще вариант автоматического подсчета результатов (кнопка в левом верхнем углу мини-экрана).
Очень полезной будет рекомендация для новичков, впервые стартующих непосредственно в гонке - предварительно перед нажатием на "зеленый светофор" (именно таким образом дается старт) в настройках своих болидов установить стратегию пит-стопов. В противном случае, пока вы будете учиться этой стратегии первый раз, у вас элементарно закончится топливо (по умолчанию оно установлено на 20 литров), и обе ваши машины сойдут с дистанции, не проехав и трети дистанции. Хотя для того, чтобы успешно бороться с другими командами, вам придется уметь менять тактику пит-стопов по ходу гонки в зависимости от погоды и ситуации в пелетоне. Еще желательно между квалификацией и гонкой в гараже установить альтернативные настройки болида, если собираетесь делать мало пит-стопов (чтобы в баке было залито больше 20 литров). Только в гонке вы и поймете, почем был фунт лиха для Росса Брауна, когда он делал из Михаэля Шумахера чемпиона (а в прошлом году - из Дженсона Баттона, его "двойник" тоже есть в игре - Джеффри Бретон). Говорят, новичкам обычно везет. Что касается квалификации, то это действительно так применительно ко мне, как молодому менеджеру. Однако в самой австралийской гонке мне, увы, сопутствовала неудача - только оба моих пилота совершили первые пит-стопы, как пошел дождь и пришлось возвращаться в боксы, чтобы "обуться" в дождевые слики. Погода была настолько изменчивой, что далее вновь выглянуло солнышко, а под самый конец гонки опять пошел дождь, и пришлось опять совершать незапланированные остановки в боксах. В результате один мой болид совершил на первом этапе 4 пит-стопа, а другой - 5, тогда как другие - в основном по 3, а кое-кто всего два раза. Впрочем, не так уж плохо для дебюта, ведь ряд пилотов сошли с дистанции (если вовремя не заменить резину - машина вылетит с трассы). Первым моим успехом в гонке стало 6-е место второго пилота финна Хейко Андерсена на 2 этапе в Малайзии, которое принесло 4 очка. По ходу чемпионата вас ждут и другие испытания - придется покупать израсходованные запчасти, брать новые кредиты в банках и заниматься другими хлопотами. Если вы окажетесь плохим менеджером, то обанкротите команду, и ее снимут с чемпионата. Так что считать здесь нужно уметь.
В общем и целом игра является достойным преемником Formula One Manager. Благодаря ей мы вспомнили старый добрый Magic.
Alexey Matveev, test-gamer***
-------
*
Статья написана в 2008 году.
**
Игра была разработана, когда в чемпионате мира Ф1 были разрешены дозаправки. Немой упрек его организаторам – теперь этот симулятор потерял свою актуальность, хотя он относительно нестарый. Если раньше на нем могли оттачивать свое мастерство будущие менеджеры Ф1, то теперь он представляет интерес разве что для любителей истории Ф1.
***
Раз уж в каждой своей статье о тестах гоночных симуляторов я даю небольшой экскурс в историю своих выступлений в разных видах автомотоспорта, то должен соблюсти эту традицию и здесь. Конечно, у меня не было опыта в Формуле 1. Но во-первых, это едва ли не единственный мой пробел, во-вторых, у меня был опыт гонок в летнем картинге, о котором немного и хочу здесь рассказать, в-третьих, здесь я был и гонщиком и руководителем команды в одном лице (довольно трудная работа, должен сказать). В карте я наездил наибольшее число сезонов, и признаться, он был моей любимой дисциплиной. Нужно сказать, меня довольно часто здесь дисквалифицировали. Как минимум трижды. Дисквалификации были нелепые, но правила есть правила. Например в Нижнем Тагиле меня дисквалифицировали за то, что со старта я отклонился от основной трассы и завернул на какую-то недействующую загогулину трассы. В-общем черный флаг для себя я воспринял как несправедливость, ведь я итак дал всем фору – пока я ехал по ненужной «шпильке», весь пелетон уехал далеко вперед. Другой раз в Полевском, простите за каламбур, меня дисквалифицировали еще в квалификации за нерегламентированную резину – допускался только слик, а у меня стоял «Воронеж» с глубоким протектором (здесь тоже тем самым я давал гандикап всем остальным). Гонок было много, всех уже и не упомнишь, результаты были самые разные, стартовать приходилось главным образом из последних рядов, но пару раз я стартовал из первого ряда (однажды с поул-поззишн). Признаться, трудность старта в картинге в том, что приходится обгонять не только замешкавшихся пилотов, но и толкающих заглохнувших картингистов. Ладно еще, когда они бегут позади картингиста, толкая его в спину, но потом они убегают с трассы и бросаются наперерез едущим сзади картам! Больше всего я запомнил свою первую гонку в майском Полевском, куда всегда съезжается довольно много мастеров, в том числе и чемпионов России. По результатам трех заездов, в зачет из которых идут два лучших, я занял 13-е место из 26 участников, хотя в первой гонке стартовал из последнего ряда. В-общем, многие здесь называли меня чемпионом среди «стандартов», потому что мне приходилось соревноваться с форсированными моторами на своем стандартном по причине финансов.