Warm up
Петров, купи Warm up!
16 мая 2010 года на легендарной трассе в Монако впервые в пост-советское время в гонках Формулы 1 появился российский пилот. Но на деле первенство Виталия Петрова было натянуто, ведь после революции у России был князь Игорь Трубецкой, а при Ельцине пионером стал представитель тогда еще не существующего Уральского федерального округа Виктор Маслов. Гонщик из Сургута выступал здесь на соревнованиях почившей ныне Формулы 3000 не очень успешно – в квалификации перед гонкой в Монте-Карло он не пробился в число 26 сильнейших, и в гонке не стартовал, хотя на других этапах чемпионата Ф3000 выступал более успешно. Что же из себя представляет самая знаменитая гоночная трасса мира? Тест-пилот Ural Week Алексей Матвеев оценит ее с помощью компьютерной модели.
Гоночные симуляторы привлекают прежде всего своими городскими гонками. В WTCC это Гран При Макао, в Evolution – по улицам Берлина, в MotoGP – ночная гонка в Токио… На этих трассах фанаты гонок наматывают кругов пожалуй больше, чем на всех остальных, вместе взятых. Однако симуляторы Формулы 1 до последнего времени не пользовались таким спросом, как компьютерные чемпионаты менее известных серий. Причина была в том, что княжество Монако никому не разрешало использовать симулятор своей трассы в Монте-Карло в версиях компьютерных игр. По этой причине игры «Ф1» и «Гран При» всех версий, «Вильямс Драйвер», «Максимальное ускорение» и другие прототипы Ф1 заметно уступали конкурентам из-за отсутствия главной своей изюминки. Однако в каждом правиле бывает исключение, и это исключение – не только игровая приставка Sega, где как известно была специальная игра, посвященная только одной трассе в Монако.
Это исключение в РС-играх называется Warm up. Такое неожиданное открытие делаешь, купив антологию Формулы 1 на DVD. Чтобы не заблудиться в десятке версий формульных симуляторов (есть правда, еще интересная версия американской Indy Car Series со знаменитыми, но скучноватыми «Инди-500» и «Дайтоной»), советуем сразу же устанавливать на компьютер именно Warm up. Самая лучшая «игрушка» Формулы 1 с привлекательной музыкой и прекрасной графикой. Детальность проработки гарантирована французским изяществом – основатели автоспорта, гонок Гран-При и Формулы 1 никогда не допустят тех ляпов, что например были у немцев в «Ф1 Менеджер» (мы писали уже об этом). А начав гоняться, мы даже встретим знакомые лица (мир гоночных симуляторов также узок, как и мир больших гонок). Помните наш обзор раллийного RBR? (см. uralweek.narod.ru) Там в чемпионате мира нам приходилось бороться с французом Ф. Фурнье. В чемпионате мира Warm up тоже есть такой пилот. Дело в том, что Фредерик Фурнье – компьютерный дизайнер гоночных трасс, и работал над созданием и этого симулятора.
Интересно, что в этой игре все сделано максимально удобно для пользователя, есть даже две версии гонок – аркада и симулятор. Если кому охота заниматься обучением вождению, тот может отправиться в аркадный «коридор». Мы же, немного здесь помучавшись (доступны далеко не все возможности, что есть в симуляторе), отправляемся в более сложный режим. Выбрав трассу – это конечно же Монако, начинаем наматывать круги. Честно говоря, по извилистым улицам Монте-Карло можно ездить до посинения и потом точно также до посинения делиться об этом впечатлениями. Поэтому мы не просто расскажем о впечатлениях о компьютерной версии знаменитого Гран-При, но и параллельно сравним его с реальным этапом чемпионата мира, благо что гонка здесь прошла 16 мая. Трасса в Монако считается особой еще и потому, что на протяжении десятков лет остается неизменной – сегодня она точно такая же, как на компьютерной игре 10-летней давности. Чего не скажешь например об относительно новом французском «кольце» Маньи-Кур – из-за изменения его конфигурации перед стартовой прямой стали ненужными симуляторы этой трассы той же поры.
Нужно сказать, что наше виртуальное впечатление от Гран-При Монако, как о самом «раллийном» этапе чемпионата, полностью совпало с теми пируэтами, что исполняли пилоты Формулы 1. Потому что здесь есть столько «шпилек», что временами нашему виртуальному тест-пилоту приходилось их проходить, вводя машину в небольшой занос (зайти в вираж на большом радиусе с выездом за пределы асфальта не позволяют отбойники). К примеру, повороты «Лёвс» и «Раскас» настолько узкие, что можно и крутануть немного машину, что я и делал иногда. Тоже самое делали Фернандо Алонсо, Роберт Кубица и Дженсон Баттон в «Энтони Ногс» (в компьютерной версии в этом повороте отсутствует поребрик, о который опиралась эта троица), Фелипе Масса в «Мирабо», Михаэль Шумахер в «Портье» на тренировках в четверг. Меня точно также, как Марка Уэббера с Шумахером в тот же день, выносило в «Нувель Шикан». Действительно, пожалуй это самая сложная шикана в Ф1, так как приходится значительно сбрасывать скорость после очень быстрого поворота в темном тоннеле. А если углубиться в историю, то про эту связку поворотов «Туннель-Шикана» можно рассказывать часами – вспомнить хотя бы аварию здесь Алекса Вюрца в год гибели Сенны. Сразу после «Новой шиканы» идет «Табак» - нужно иметь большую смелость, чтобы входить в слепой поворот на полном газу. А именно это и нужно делать, хотя поначалу кажется, что, если не сбросишь скорость, то влетишь в отбойник. Это впрочем ожидает уже в следующей связке поворотов «Луи Широн». Пожалуй, это самая сложная в гонке серия поворотов в виде «автобусной остановки», названная в честь гонщика Ф1 из Монако, который выступал в «королеве автоспорта» еще в «пятидесятые». И вообще участок трассы вдоль моря наиболее сложен на этой трассе – об этом свидетельствует и вся история Ф1 (помните давние вылеты Эдди Ирвина, которые не позволили его напарнику по «Феррари» Михаэлю Шумахеру выиграть поул-позишн?), и виртуальный опыт («графическая» резина начинает дымиться при наезде на них), и гонка этого года (разрушается колесный диск). О том, что с таким отбойником лучше не сталкиваться, я узнал и в прошлом году в Москве, где проходила показательная гонка. Эти самые «шоры» (надеваются на глаза лошади, если кто не знает), как их ласково назвал Нельсон Пике-старший – на деле не что иное, как стальной прокатный профиль очень толстого размера. О них не только колеса, но и всю машину можно разбить. Правда у компьютера все же есть свои поблажки – например, здесь в «Портье» моя машина задним ходом проезжала сквозь отбойник!
Если сравнивать, насколько совпадает время прохождения виртуальными и реальными машинами городской трассы в Монако (все-таки технические правила с годами меняются), то приведу такие цифры. В Гран При 2010 года лучший результат был в районе 1 минута 15 секунд (да и прошлый рекорд трассы Шумахера такой же), Хайме Альгуэрсуари и другие новички поначалу показывали 1.30, я на компьютере вначале – примерно столько же. А вот компьютерные рекордсмены вроде Фурнье (есть, кстати в игре еще одна «раллийная» фамилия – тоже француз - Лёб!) показали 1.08. Правда тут для более адекватного сравнения потребуется проехать на симуляторе и по другим трассам и сравнить их с реальными. Так вот, квалификацию предыдущего этапа в Испании выиграл Уэббер с результатом 1.20 (гонку 9 мая – его напарник по «Ред Булл» Себастьян Феттель). Я на виртуальной «Каталунье» в Warm up ориентировался на это время и показал 1.22. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что виртуальная квалификация была выиграна с тем же самым результатом, что и в Монако – 1.08. И это при том, что в самой гонке я шел все время на равных с основной группой и показывал примерно одинаковые со всеми результаты. В самом лучшем случае с этого времени можно сбросить 3 секунды, 5 будет чудом. Что тут можно сказать? Поначалу я рассматривал две версии этого нонсенса: 1) Возможно, что у симулятора больше возможностей для совершенства (пусть бы это проверяли обладатели компьютерного руля), а 2) возможно – что французы нарисовали так называемого «зайца», выражаясь терминологией собачьих бегов. Решить эту дилемму помогла непогода – 13 мая на свободных квалификациях настоящего Гран-При заморосил дождь, и я тут же и в симуляторе включил режим мокрой гонки (игра Warm up это позволяет). Правда, в четверг в Монако настоящий дождь так и не пошел, напугав лишь каплями, и поэтому сравнивать дождевое виртуальное время пришлось не с реальным (которого никто так и не показал), а с виртуальным сухим. Такое сравнение, выглядевшее поначалу недостаточным, на деле оказалось очень полезным для симулятора. Из 12 кругов виртуальной квалификации я проехал лишь 5 по причине поломки рулевого управления – не смог завернуть в боксы для его ремонта (вообще-то в симуляторе в таких случаях можно включить режим автопилота – но при этом на пит-лейн все равно нужно заруливать вручную). Результаты дождевой квалификации оказались на удивление похожими на сухую! Судите сами - если А. Матвеев показал время 1.23, то обладатель поул-позишн Б. Лёб – те же самые 1.08, что и в режиме Sun! Отсюда следует вывод, что фактически такое невозможно – дождевое время всегда будет больше сухого, и что действительно 1.08 – это «резиновый заяц» собачьих бегов. Впрочем, если кому-то действительно удалось на 7 секунд виртуально обогнать реального Шумахера, пусть присылает свои впечатления – мы обязательно их опубликуем под заголовком «Как я «сделал» 7-кратного чемпиона мира».
Конечно, у Warm up достоинств значительно больше, чем недостатков. Последних по большому счету практически нет. К минусам можно отнести только один язык – английский, нет не только русского, но и родного для разработчиков французского. С другой стороны, это можно считать и максимальным приближением к боевым условиям, ведь уже давно вся Формула 1 говорит на английском. Но вот лишь один вид пилота уже ничем не оправдаешь, причем это вид сверху, при котором играющий располагается как бы над машиной сзади. Увы, режим «вид из–за руля» есть только при изображениях «наблюдение за другими пилотами» или в обзорных клипах. Для «любителей» самый простой вид конечно же облегчит управление болидом, а вот «профессионалам» вряд ли понравится полное отсутствие вида с переднего антикрыла.
Возвращаясь к Гран-При Монако, прошедшему в выходные, приведем его результаты. Поул-позишн и гонку выиграл австралиец Марк Уэббер на машине «Ред Булл». Россиянин Виталий Петров в квалификации показал 14-е время, а в гонке был 13-ым при том, что многие пилоты сошли, как например Трулли и Чандхок после столкновения в «Раскасе». Хорошо это или плохо? Если учесть, что дальше 14-го места идут машины, которые проигрывают остальным почти по 10 секунд на круге и которые к Формуле 1 можно причислить чисто номинально, то выборжец мог бы выступать и получше. Достаточно сравнить его выступления с его напарником по «Рено» поляком Робертом Кубицей. Он на такой же точно машине в квалификации в Монако показал 2-е время, а в гонке занял 3-е место! То есть у Петрова такая машина, на которой реально (а не виртуально) можно сражаться за победу. Россиянин делился прессе, что перед гонками, где раньше не ездил, любит попрактиковаться на симуляторе. Тогда ему можно посоветовать только одно: Петров, купи Warm up!